Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@
Сны
08 Октября 2015 | Опубликовано в Общие | Просмотры: | Комментарии: 0
Есть два вида сновидений: одни, в которые сновидец входит через ворота из слоновой кости, лживы и несбыточны,  другие, роговые, верные, потому что приносимые ими видения, сбываются. Исследование про сны с участием мертвых см. в файловом архиве - Трактат автосохраненный:  что означает, когда видишь во сне дом, комнату, бывших смертных ( синоним мертвых- бывшие смертные - термин предложен  В.Б. Микушевичем), незнакомцев,чертей, волков, и т.д. - найдешь там... (продолжение следует- объяснять сны будем в самом конце наших записей)

Рассказы о снах: 

I. С 15-го на 16-е февраля 2004 года:

Могу описать только обрывок сна, так как предыдущее не помню:

- Группа людей сидит в зале вдоль стен. Я и еще кто-то находимся буквой "Г" относительно других. В группе человек 5-6. Мы играем. Один одет в фараона- на голове характерный головной убор, мы - царские сановники- какая-то золоченая одежда на нас. Я прикладываю к уху что-то наподобие зубила и говорю, что "фараона" приглашают к телефону. Действительно, в "зубиле" слышатся голоса. Все удивляются. Потом решают играть в другую игру. Картина сна резко меняется - мы уже едем. Водитель трамвая мне знакома, но лица не помню. Мое удивление вызывает то, что трамвай может ехать не по рельсам, пытаясь обогнать впереди идущий трамвай; наконец, вся группа высаживается. Место похоже на площадкуперед вокзалом. Перед нами стоит длинная очередь на "маршрутку" и я предлагаю кому-то из нас ехать на электричке. Вдруг выясняется, что для фараона забыли что-то купить. Его жена - она в очках, ощущение такое, что я ее знаю, но это  не родственница.  Женщина лет 50-ти, однако, в жизни я никого не могу припомнить с ее лицом, говорит, что сходит сама на рынок. Я вызываюсь идти вместе с ней. Тут появляется  моя жена- ни лица, ни других отличительных особенностей не помню, но знаю, что жена. Скорее всего, по ее словам: что-то типа , мол, у тебя деньги есть вот и покупай, что нужно фараону, а я тебе не дам. Я точно знаю, что у меня денег нет, но нахожу выход - предлагаю всем скинуться и даже собираю что-то. 
 

II. С 21-го на 22-е февраля 2004 года - с 1 часу ночи до 8-ми утра- сон помню отрывочно:

- На глазу у меня была повязка, так как глаз болел с той стороны, вероятно, где у меня на лбу синяк ( в реальности). Группа призывников - так, во всяком случае, я их называл- , какое-то помещение, где все сидели, я им о чем-то рассказывал. Один из призывников шептался с другим о том, что глазу меня совсем перестал видеть из-за этой повязки. В ответ я поднимал повязку и показывал, что вижу обоими глазами.
 
 
III. 6 марта 2004 года - с 22-х часов до 24 часов:
 
Я вижу себя в квартире у матери [в реальной жизни  сновидица живет отдельно] - кухня ее, ванная, - ходила так же, как у нее. Поставила воду на газ в ведре, в котором я мою полы там ( я его видела раньше). В квартире отключили свет, а на улице, как будто горит электричество. Потом я чувствовала, что мою голову. До мытья головы, как выключили свет, из окна кухни видела  мужчину и женщину, которые шли в сторону. Я их видела со спины. Вид обыкновенный, одетые. Потом я пошла мыть голову и мне показалось, что вода пахнет бензином ( во сне я почувствовала запах бензина). В реальной жизни бензину взяться было неоткуда - машины нет, сама и  муж - не автомобилисты. Я помыла голову, а в мыслях во сне был вопрос: зачем я мою - все равно голова будет грязная.
 
 
IV. 10 апреля 2004 года: могу надиктовать лишь фрагменты  дневного сна. Спал с 14часов 48 минут до 18 часов 30 минут:
 
- Я говорю сопровождающему меня человеку( мне представляется, что это бывший одноклассник. Со времени окончания школы прошло 25 лет, этого одноклассника не видел больше 20 лет, отношений мы не поддерживаем, хотя в школе приятельствовали,): " Давай срежем здесь, а не будем обходить со всеми". Все - это группа ( человек 5-6) во главе с директором лицея, в котором я работал. Мы идем по тротуару, огибая кругом газон, покрытый зеленой  травой.  Я с одноклассником идем наперерез. Похоже, направляемся к каким-то кассам, чтобы нас с учащимися пропустили на скачки ( в реальной жизни в день, когда виделся сон, я созванивался с другим бывшим одноклассником, не тем, что в сновидении, и в разговоре он сказал: "Мне не нравится это слово "бега"). Местность мне незнакомая, но ощущение, что на ней есть холм, либо она идет на подъем. Разговариваем с одноклассником о том, какой из контролеров на входе хороший, какой не очень. Фамилии называем - какие не помню. Других людей на местности я не вижу, но ощущение, что они есть там, куда мы направляемся.
 
 
V. Другой фрагмент сновидения  в этом же сне: проснулся в 17 часов и снова уснул до 18 часов 30 минут:

- Какая-то очень худая, седая женщина, одетая в пижаму, похожая на ту, которая есть у жены, просит меня, чтобы я поорал- ей станет полегче. Я делаю вид, что чем-то очень сильно раздражен, кричу. Похоже, она улыбается, только глаза сильно запавшие. В лицо я ее не знаю, но ощущение такое, что она, как что-то родное, как мать, что ли.  ( Кажется, и во сне есть такое называние).Потом отъезд зрения - показывание женщины в пижаме целиком:  она лежит на боку, показывается какая она худая, ноги не ходят.  

 
VI. Фрагмент из "1984" Дж. Оруэлла - см. Оруэлл ДЖ. "1984" и эссе разных лет: Пер. с англ./Сост. В.С. Муравьев; Предисл. А.М. Зверева; Коммент. В.А. Чаликовой. - М.:Прогресс, 1989.- 384 с.):
 
С.38: " Уинстону снилась мать... И вот мать сидела где-то под ним, в глубине, с его сестренкой на руках... Обе они смотрели на него снизу. Они находились где-то под землей - то ли на дне колодца, то ли в очень глубокой могиле - и опускались все глубже. Они сидели в салоне тонущего корабля и смотрели на Уинстона сквозь темную воду. В салоне еще был воздух, и они еще видели его, а он - их, но они все погружались, погружались в зеленую воду - еще секунда, и она скроет их навсегда. Он на воздухе и на свету, а их заглатывает пучина, и они там, внизу, потому что он наверху. Он понимал это, и они это понимали, и он видел по их лицам, что они понимают. Упрека не было ни на лицах, ни в душе их, а только понимание, что они должны заплатить своей смертью за его жизнь, ибо такова природа вещей. Уинстон не мог вспомнить, как это было, но во сне он знал, что жизни матери и сестры принесены в жертву его жизни..."
 
С.39: " Вдруг он очутился на короткой упругой травке, и был летний вечер, и косые лучи солнца золотили землю. местность эта так часто появлялась в снах, что он не мог определенно решить, видел ее когда-нибудь наяву или нет. Про себя Уинстон называл ее Золотой Страной. Это был старый, выщипанный кроликами луг, по нему бежала тропинка, там и сям виднелись кротовые кочки. На дальнем краю ветер чуть шевелил ветки вязов, вставших неровной изгородью, и плотная масса листвы волоновалась, как волосы женщины. А где-то рядом, невидимый, лениво тек ручей, и под ветлами в заводях ходила плотва. Через луг к нему шла та женщина с темными волосами [ Джулия - А.С.]. Одним движением она сорвала с себя одежду и презрительно отбросила прочь. Тело было белое и гладкое, но не вызвало в нем желания; на тело он едва ли даже взглянул. Его восхитил жест, которым она отшвырнула одежду"

Там же С.114-115 : " Происходило все внутри стеклянного папье-маше, но поверхность стекла была небосводом, и мир под небосводом был залит ясным мягким светом, открывшим глазу бескрайние дали Кроме того, мотивом сна- и даже его содержанием- был жест материнской руки, повторившийся  тридцать лет спустя в кинохронике, где еврейка пыталась загородить маленького мальчика от пуль, а потом вертолет разорвал обоих в клочья..."
 
Там же С. 117: " На память пришел другой сон двухмесячной давности. В сегодняшнем она сидела на бедной кровати с белым покрывалом, держа сестренку на руках, в том тоже сидела, но на тонущем корабле внизу, и, с каждой минутой уходя все глубже, смотрела на него снизу сквозь темнеющий слой воды".
 

VII. Сны Юнга Карла Густава: см. Юнг К.Г. Воспоминания. сновидения, размышления. Записано и отредактировано Аниэлой Яффе: Пер. с нем. Инны Булкиной.- Киев:AirLand, 1994.- 405 с.

С.304: " Однажды я видел во сне, будто я навестил друга, который умер две недели назад... В моем сне он жил на холме, напоминавшем Туллингеров холм близ Базеля. Там находился старинный замок, стены которого создавали кольцо вокруг площади, где стояла маленькая церковь и какие-то одноэтажные постройки. Мне это напоминало площадь перед замком Рапперсвиль. Стояла осень. Листья вековых деревьев уже окрасились в золотистые тона, и весь пейзаж был словно прояснен мягким солнечным светом. Мой друг сидел за столом со своей дочерью, которая изучала психологию в Цюрихе. Я знал, что она говорила с ним о психологии. Он был столь увлечен тем, что она ему рассказывала, что едва поприветствовал меня легким движением руки, будто хотел сказать:"Не мешай мне!". Этот знак приветствия стал и знаком прощания. Сон таким странным образом дал мне понять, что друг мой реализует теперь истинную природу своего психического существа, - то, чего никогда не мог сделать при жизни... У меня был и другой опыт, связанный с развитием души после смерти.- Это было примерно через год после смерти моей жены. Однажды ночью я внезапно проснулся с ощущением того, что я с женой нахожусь на юге Франции, в Провансе, что я провел там с нею целый день. Она собирала материалы о Граале. Это показалось мне не лишенным смысла: она умерла, не успев закончить эту работу. Объяснение на субъективном уровне, будто моя жена еще не завершила работу, которую должна была исполнить, ничего нового мне не говорило, я это и так знал. Но мысль о том, что моя жена и после смерти продолжала работать и совершенствоваться - как ни понимай это- казалась мне полной значения: этот сон принес мне некое целительное успокоение".  


С.308: Ночное видение Юнга ,после похорон его друга. Когда друг, явившись к изножью кровати Юнга, воображаемо привел его к себе домой, в свою библиотеку и указал на вторую книгу со второй полки, там стояли в красных переплетах пять книг. Когда на следующее утро Юнг с целью, чтобы проверить свой сон, отправился к вдове покойного, то на второй полке, как и во сне, в красных переплетах стояли пять книг переводов романов Золя.Второй том назывался "Завещание мертвеца".


С.309: " В другом случае поводом для моих размышлений стали сны, которые я видел перед смертью матери. Она умерла, когда я был в Тессине. Известие меня потрясло, я не ожидал этой смерти. В ночь перед ее смертью у меня был страшный сон: Я оказался в дремучем, сумрачном лесу; фантастические гигантские валуны лежали среди огромных деревьев. это был героический певобытный пейзаж. И в тот же момент я услышал пронзительный свист, казалось, он эхом отозвался во всей вселенной. От ужаса у меня подогнулись колени. Затем из кустарника с треском выскочилгигантский волкодав с оскаленной пастью. При взгляде на него у меня застыла кровь, он промчался мимо, и тут я понял Дикий Охотник приказал ему унести человеческую душу. Я проснулся в смертельном ужасе, а утром получил известие о смерти матери. Редко когда сны так пугали меня, ведь на первый взгляд могло показаться, что мою мать унес дьявол. На самом деле это был все же Дикий  Охотник, "Грюнхютль" ( Зеленая Шапка): было время январских метелей, и он охотился в ту ночь со своим волкодавом. Охотником был Вотан, бог древних германцев, он "унес" мою мать к ее предкам. Здесь можно вспомнить о "войске Дикого Охотника", но можно вспомнить и о "Salig Lut". Это хритсианские миссионеры превратили Вотана в дьявола. Изначально он был богом, как Меркурий или Гермес, именно так понимали его римляне, это был дух природы, Мерлин из легенды о Граале, "Spiritus Mercurialis", тайну которого пытались разгадать алхимики. Итак, сон сообщал, что душа моей матери была столь самодостаточна, что оказалась по ту сторону христианского мира, там, где царит единство природы и духа. Я сразу же уехал домой, и всю ночь в поезде у меня было тяжелое чувство, но где-то в глубине я не испытывал печали,- по очень странной причине: до меня постоянно доносилась танцевальная музыка, смех и крики, будто где-то праздновали свадьбу, эти впечатления были совершенно противоположны тому тяжелому чувству, которое оставил во мне сон". 
 
 
С. 310: " За несколько месяцев до смерти матери, в сентябре 1922 года, у меня был вещий сон. Мне приснился отец, и это потрясло меня. Отец не снился мне с 1896 года. И вот он снова явился передо мной во сне так, будто вернулся из далекого путешествия. Он выглядел  помолодевшим, в нем уже не было этой родительской авторитарности. Я провел его в библиотеку, втайне радуясь, что, наконец, узнаю, зачем он пришел. Кроме того, я предвкушал особое удовольствие от того, что сейчас представлю ему жену и детей, покажу мой дом, и расскажу обо всем, что я сделал и чем я стал. Еще я хотел рассказать ему о своей книге "Психологические типы", которая была опубликована незадолго до этого. Но я вскоре увидел, что все это было бы неуместно, потому что отец казался чем-то озабоченным. Очевидно, он чего-то хотел от меня. Я это почувствовал и потому воздержался от разговоров о себе самом.Наконец, он сказал мне, что, раз уж я "психолог", он хотел бы проконсультироваться со мною по проблемам семейной психологии. Я приготовился прочесть ему длинную лекцию о сложностях брака, и в этэот момент я проснулся. Я не мог тогда правильно понять и объяснить этот сон, потому что мне не приходило в голову, что он может указывать на близкую смерть матери. Я понял это, лишь, когда она внезапно умерла в январе 1923 года..." 
 

С.311: "... Увидев этот сон, я мог предвидеть смерть матери: отец явился после 26 лет отсутствия и захотел расспроситьпсихолога о новейших достижениях семейной психологии, поскольку ему в скором времени предстояло вернуться к этой проблеме... Несомненно я мог узнать и много больше, но меня более всего занимало, почему я увидел его перед смертью матери, которую не смог предвидеть?"
 

C.302: " Но в Ароне мне приснился сон, который расстроил все наши планы [В 1911 году Юнг путешествовал с другом по верхней Италии и после ночевки в долине Маджоре намеревались продолжить путешествие вдоль озера через Тессин в Файдо- А.С.]. Во сне я видел себя в некоем собрании, где находились души умерших, и я испытывал к ним те же чувства, что гораздо позже посетили меня в храме из черного камня в моем видении 1944 года. Они разговаривали между собой на латыни. Господин в завитом парике обратился ко мне и задал какой-то сложный вопрос, суть которого я, проснувшись, вспомнить не смог. Я понял, о чем речь, но не владел латынью до такой степени, чтобы ответить ему, - и мне стало так стыдно, что я проснулся с ощущением своего позора. В момент пробуждения я подумал о книге, на которой работал тогда ( "Метаморфозы и символы либидо"), и я испытывал такое унижение из-за того, что не смог ответить, что тотчас же сел на поезд и отправился домой, чтобы продолжить работу... Лишь много позже я понял смысл сна и мою реакцию на него. Господин в парике был своего рода  духом предков, духом мертвых, он обращался ко мне с вопросами - и я не смог ответить! Тогда еще было слишком рано, я еще не был готов, но я смутно чувствовал, что в своей книге отвечаю на тот же вопрос... Однако, в моем случае души мертвых "знали" только то, что им было известно в момент смерти и ничего кроме этого. Отсюда их стремление проникнуть в человеческую жизнь и человеческое  знание. Мне часто кажется, что они стоят у нас за спиною и ждут разрешения своих вопросов и разрешения наших судеб. Мне казалось, что для них от этого зависело все, - от того, какие ответы они получат на свои вопросы, то есть они зависели от тех, кто жил после них в этом меняющемся мире".  
 
 
С.301: " Я придаю особое значение сну, который приснился моей ученице, шестидесятилетней женщине, за два месяца до смерти: Она оказалась на том свете, и там был был школьный класс, и за первыми партами сидели ее покойные уже подруги. Все чего-то ждали. Она осмотрелась, отыскивая глазами учителя или лектора, но никого не нашла. наконец, она поняла, что она сама и есть тот самый лектор, потому что все умершие после смерти дают отчет о своем жизненном опыте. Мертвых это в высшей степени интересовало, словно события и впечатления земной жизни здесь что-то решали или могли на что-то повлиять.... К моменту этого сна женщина боялась смерти и делала все возможное, чтобы отогнать самую мысль о ней... Но для этого ему нужен некий миф о смерти, потому что "здравый смысл" не подсказывает ничего, кроме  ожидающей  его черной ямы. Миф же способен предложить иные образы, благотворные и полные смысла картины жизни в стране мертвых". 
 

C.299: " Нечто подобное произошло  со мною накануне смерти одной из родственниц моей жены. Мне снилось, что постелью моей жены была глубокая яма с каменными стенами. Это была могила, и в ней было что-то от античных могильников. Потом я вдруг услышал глубокий вздох - так, будто отлетела чья-то душа. Образ моей жены вдруг явился из ямы. Она была в белом платье с вышитыми на нем странными черными знаками. Я проснулся, разбудил жену и посмотрел- который час. Было три часа утра. Сон был так необычен, я сразу заподозрил , что он означает чью-то смерть. В семь часов мы узнали, что в три часа утра умерла двоюродная сестра моей жены. Мы часто получаем некое предупреждение, но не узнаем его. Так, однажды мне приснился сон, будто я нахожусь на какой-то garden party [ светский прием в саду (англ.)]. Я увидел там мою сестру и очень удивился, - несколько лет назад она умерла. Там находился также мой покойный друг. Все прочие - были мои ныне  здравствующие знакомые.  Но мою сестру сопровождала дама, которую я хорошо знал. и даже во сне понял, что она, должно быть, скоро умрет. - Она уже отмечена,- подумал я. Во сне я точно знал, кто она, и где живет - она жила в Базеле. Но проснувшись, я, как ни старался, уже не мог вспомнить, кто это, хотя все события сна еще стояли  у меня перед глазами. Я перебрал всех своих базельских знакомых, надеясь вспомнить, кто же это был. Ничего не помогало! Несколько недель спустя я узнал о смерти одной моей приятельницы. Я тотчас понял, что это была она, - женщина, которую я видел во сне и не мог вспомнить".
 

С.293: " Подобное чувство объективности [ речь идет об опыте вне тела самого Юнга на с. 287-292 - А.С.] я испытал еще однажды. Это случилось после смерти моей жены. Я увидел ее во сне, и этот сон был как видение. Она стояла далеко от меня, и пристально на меня глядела. Она была в лучшем своем возрасте - ей было лет тридцать, и на ней было платье, которое много лет назад сшила для нее моя кузина-медиум. Кажется, это было самое красивое платье из всех, что она когда-либо носила. Она была ни весела, ни печальна, она все знала и все понимала, в ней не было ни малейшего чувства, - так, будто чувства - это некая пелена, которую сняли с нее. Я знал, что это не она, а портрет, который она для меня приготовила и передала. Здесь было все: начало наших отношений, все, что произошло с нами за 53 года, ее конец. Оказавшись лицом к лицу с подобной целостностью, человек становится бессловесным, потому что едва ли в состоянии постигнуть это".
 
 
С. 287 -Опыт вне тела Карла Густава Юнга: " В начале 1944 года я сломал ногу, после чего со мной случился инфаркт. Когда я лежал без сознания, у меня был бред и видения, - должно быть, это началось, когда я находился на пороге смерти: мне давали кислород и вводили камфору. Картины были столь ужасны, что мне уже казалось - я умираю... Мне казалось, что я нахожусь высоко в небе. Далеко внизу, в чудесном голубом свете, я увидел земной шар... В некотором отдалении я увидел огромный темный камень, похоже, это был метеорит величиной с дом, а может и больше. Как и я, он парил в космосе... Это был темный гранит, который идет на постройку храмов. Мой камень был из такого гранитного блока. В нем был вход, и он вел в маленькую прихожую. Справа от входа на каменной скамейке сидел в позе лотоса черный индус. Не было более ничего, в чем бы я нуждался или  чего бы я желал - ведь я уже прожил все, чем я был... Видимо, я тоже пребывал в своем изначальном облике, - хотя я не мог видеть себя со стороны, я не сомневался, что так оно и есть. Когда он предстал передо мною [ речь идет о докторе Юнга, который его лечил - А.С.], между нами произошел безмолвный разговор. Мой доктор  был послан с земли некой вестью: это был протест против моего ухода. Я не имел права покидать землю, и я должен был вернуться. Как только я осознал это, видение прекратилось... Постепенно отзвуки событий в гранатовом саду умолкли во мне... Я не в состоянии описать это, но это было прекрасно. Был свет, и были ангелы. И я сам был Agnus Dei".
 
 
С. 212: " Мне снова снился мой дом с флигелем, в котором я никогда не был. Я решил посмотреть на него и, наконец, вошел внутрь. Я увидел какую-то большую дверь. Открыв ее я оказался в комнате, напоминавшей лабораторию. У окна стоял стол, на нем множество сосудов и прочих вещей, которые можно встретить где-нибудь в зоологической лаборатории. Это был рабочий кабинет моего отца. Но его самого там не было. На полках вдоль стен  стояли сотни аквариумов со всевозможными видами рыб. Я удивился: Итак, теперь мой отец занимается ихтиологией! Пока я так озирался, я заметил, что занавес в нем время от времени натягивается, будто от сильного ветра. Вдруг появился Ганс, юноша из нашей деревни, и я попросил его проверить, открыто ли там окно. Он ушел. Когда же он вернулся, я понял, что он чем-то  сильно напуган. В глазах его был ужас.  Он сказал лишь: " Да. там есть нечто. Там - привидение!". Тогда я пошел  туда сам  и обнаружил дверь. ведущую в комнату моей матери. Там не было никого. Мне стало не по себе: В этой очень большой комнате с потолка свисали два ряда сундуков - по пять в каждом,  на два шага не доходя до пола. Они напоминали маленькие беседки , в 2 м площадью, и в каждой было по две кровати. Я знал, что в этой комнате моя мать, которая на самом деле давно умерла, принимала гостей и что эти кровати предназначены для тех, кто останется ночевать. То были духи, которые ходят парами, так называемые "обрученные духи", они могут оставаться на ночь, а иногда и на целый день. Я открыл ее и оказался в огромном зале, это было похоже на вестибюль большого роскошного отеля: среди колонн стояло множество кресели маленьких столиков. Звучала музыка... зал был пуст, лишь музыканты оглушительно наяривали  какие-то вальсы и марши. Духовой оркестр в вестибюле отеля был нарочито " здешним", посюсторонним. Никто бы не подумал, что за этим ярким фасадом скрывается другой мир, который - здесь же, в этом же  доме..."  
 
 
с.216: " Это был сон, в котором я посещал моего давно умершего отца. он жил в какой-то деревне мне незнакомой. Я увидел дом в стиле XVIII века, очень просторный, с большими пристройками. Первоначально он был гостиницей для приезжающих на воды. Я узнал, что в течение многих лет здесь останавливались известные  и знаменитые люди.  А некоторые из них здесь умерли и в крипте у дома  находились их саркофаги. Мой отец служил здесь хранителем. Но кроме того, как я вскоре обнаружил, в противоположность  тому, чем он был в своей земной жизни, отец был здесьвыдающимся ученым. Я встретился с ним в его кабинете, но странным образом: там также находились некий доктор Игрек приблизительно моего возраста и его сын - оба психиатры. Я не знаю, задавал ли я какие-то вопросы или отец сам хотел мне что-то объяснить, в любом случае важно, что он достал из шкафа большую Библию, тяжелый том, похожий на Библию Мериана из моей библиотеки. Библия моего отца была переплетена  сверкающей рыбной чешуей. Он открыл Ветхий Завет, думаю,  это было Пятикнижие, и стал комментировать  отдельные места из него... Я видел, что доктор Игрек не понял ничего совершенно, а его сын начал смеяться".  
 
 

VIII. Сон 1996 года, июнь. Рассказчице в то время, когда видела сон, было 25 лет. Записан 15 апреля 2004-го года:
- Снится мне село, похожее на Татьево [ село в Тверской области- А.С.], - поняла это, когда проснулась,- а во сне была, как в первый раз в этой местности. Я увидела луг большой. на нем росла трава. Я определила это по ее цвету и запаху свежескошенной травы, исходящей от луга, но скошенной травы я не видела. Луг от села отделял лес: дома, в основном, одноэтажные, серые. Село было обнесено изгородью ( типа тына) невысокой, деревянной, вероятно, жердями. Я знала, чувствовала, что за мной лес, из которого я вышла. Встала посреди луга, оглянулась на лес. У меня было ощущение, что в лесу остались мои родственники - перед тем, как выйти из леса, я видела там мужа, дочь, мать, - около 10-ти человек. Всех я знала в лицо. У меня было чувство, что они там жили и видела типа шатров белого цвета, несколько.
Внимания они на меня не обращали и у меня сложилось ощущение, что выйти из леса со мной они не могли, а для меня это было необходимо. Когда я оглянулась, лес был темно-зеленого цвета, в основном,  ели.
Я направилась к изгороди и увидела проем (проход), а за изгородью с обеих сторон стояли дома - каждый был обнесен дощатым забором. Подойдя я увидела, как внезапно на угол забора вскочил белый петух с красным гребнем и захлопал крыльями. Я испугалась и остановилась. Передо мной появилась женщина в черном, немолодая, незнакомая, в платке, среднего роста, средних лет, лицо сероватое и спросила меня ( я не услышала это, а почувствовала): " Вы к Виктору Алексеевичу?". Это мой отец, который умер 4 января 1982 года, когда мне было 11 лет. Я ответила: "Да". Своего голоса я не слышала, но она меня поняла. Тогда женщина махнула рукой на петуха и тот исчез. Она сказала: "Проходите" и отошла в сторону, пропуская меня. Я пошла дальше. Вначале шли описанные раньше дома, а затем слева я увидела двухэтажный  окрашенный в синий цвет дом. Я подошла к двери двустворчатой, открыла ее - передо мной была лестница, ведущая наверх. Мне казалось, я знаю, куда иду и зачем. Но ощущения, что я была здесь раньше, у меня не было. Я поднялась наверх. это был 2-й этаж и увидела с правой стороны дверной проем, за которым был длинный коридор. В нем было светлее, чем на лестнице, где царил полумрак. Конец коридора я определила по окну - в нем был дневной свет. В это время на улице было пасмурно и серо. Я вошла в коридор и увидела множество дверей с обеих сторон.  Я дошла до середины, передо мной справа наружу открылась дверь, из которой вышел отец. На вид он был таким, каким я его помнила - нисколько не изменился.отец обнял меня , сказал:" Как хорошо. что ты пришла!" и завел в свою комнату. Там было сумрачно, стены-серые, стояли письменные столы, заваленные книгами - два стола, точно. Помню стул, на столе стакан. Книги лежали и на полу. Комната небольшая- 7-8 кв. метров. В комнате было окно, свет в нем-серый. Я тоже обрадовалась, что увидела отца, обнимала его, спросила: "Ну, как ты тут живешь?". Он ответил односложно:" Ну так, нормально".  А потом обнял меня за плечи и с горечью сказал: "Ведь я тебе на 18 лет ничего не подарил, не смог. Я все равно должен сделать тебе подарок, пойдем". Мы вышли из дома тем же путем и направились в ту сторону, откуда я пришла. Через дом от его дома мы спустились по лестнице в подвал. Там был свет, как будто, от Луны. Он исходил со всех  сторон. У меня сложилось впечатление, что мы находимся в ювелирном магазине, потому что впереди я видела витрину с украшениями. Кроме нас было много людей, которые знали отца и спрашивали его: "Виктор Алексеевич, неужели, это ваша дочь?". Этих людей я не знаю и не видела раньше.  Отец довольный подвел меня к витрине и сказал:" Выбирай! Я сделаю тебе подарок!".  Там было всего много. В подсознании я поняла, что он купил мне кольцо с камнем красным круглым посредине и надел мне на безымянный палец правой руки и сказал:" Вот тебе подарок!". Мы поднялись наверх и отец сказал:" Пойдем, я тебя провожу, тебе надо идти".  И он проводил меня до изгороди.  Пока мы шли, то никого не видели. Отец сказал:" Все, мне дальше нельзя".  Мне же не хотелось с ним расставаться, но какая-то сила вытолкнула меня за изгородь, на луг. Краски стали ярче, но оглянуться назад я не могла. Эта сила меня держала. Я пошла по лугу и в это время из-за облаков на небе выглянуло солнце - по виду, как настоящее. Я вошла в лес и увидела тех, с кем рассталась в самом начале. Сон прервался. [ В 2004-м-2005-м году мать рассказчицы умерла от рака, муж погиб в 2006-м,  сама рассказчица во второй раз вышла замуж, у нее родилась девочка, старшая дочь живет отдельно - А.С.].
 
 
IX. Сон 8 июня 2004 года - рассказчице 49 лет:
- Сегодня утром вижу  сон, будто я встретила мать и передаю ей ведро с яблоками. После этого мы расстаемся и я вспоминаю, что не спросила денег. Я уже на ткацкой фабрике и в это время- звонок по телефону. Я проснулась. В реальности, действительно, слышу звонок - звонит мать и спрашивает: "Ты мне не звонила? А мне показалось, что от тебя звонок".
 

X. Сон 6 июля 2004-го  года, рассказчице 18 лет:
- Я была за рулем машины, а рядом сидела мама. Мы ехали в какое-то ущелье. Ехали по пещере, но внутри было светло, вокруг все каменное. Впереди шла группа детей - шесть человек. Я начала их объезжать, и на развилке повернула, оглянулась и сзади увидела стаю волков. Говорю:"Дети маленькие, надо спасать". Мама:" Я знаю здесь одну женщину". Мыприехали к ней - одета она в свитер, джинсы, лица не помню. Говорит:"Собираемся на волков". Она дала нам ружья. После чего мы оказались на солнечной поляне и женщина сказала, чтобы мы были здесь, а сама ушла. Я оглянулась и увидела многоэтажку, в подъезде которой стояла другая женщина. Мама мне сказала, чтобы я шла в машину и была там, так как она за меня боится, но вдруг оговорилась:"Погоди, там злая женщина". Однако потом все же настояла, чтобы я все-таки пошла в машину, так как волки были опаснее. Пока я бежала, то ощущала страх. Когда я закрылась в машине, то разбила стекло и увидела, что  на поляне мама стоит рядом с прежней женщиной и стреляет в волков. Все поле было покрыто их трупами. Дальше я проснулась.
 

XI. 7 марта 2005 года- рассказчица поделилась  сном, в котором она приехала к бабушке, которая умерла еще в 1989 году:

-Бабушка лежала на улице перед своим домом и спала на лавке. Лавка была такая, какую я раньше не видела. Глаза у бабушки были закрыты. Я с ней не заговаривала, как и она со мной-я просто наблюдала. Около бабушки бегали две девочки лет 10-ти. одетые в юбки- верх не помню. дети разговаривали о каких-то 15-ти тысячах. Одна говорила, что взяла 15 тысяч, вторая говорит: не рассказывай, что ты их взяла. Помню, лавка стояла во дворе- двор был огорожен. Обстановку  двора не помню. Почему-то поняла, что это была именно бабушка. Потом я проснулась.  


XII. Рассказ о сне,  который рассказал парень, знакомый рассказчицы, по кличке "Башкир" ( от фамилии Башкиров), которого она знала, но не близко:

- Я сижу на лавке в парке. Подходит  Воробей ( знакомый- был убит в июне 2005-го года) весь голый. Протягивает руку, а я ее не могу поймать. Потом кое-как вроде поздоровались. Спрашиваю Воробья: "А что ты, ведь тебя в одежде хоронили? Отвечает:" Башкир, я до 9-ти дней столько мучился, что вам и не снилось" ( Поэтому сорвал с себя одежду). Вижу кругом снег, еще подумал: "Воробья же, вроде, летом убили?" Воробей сел наснег: съезжает с горки и обратно поднимается. На этом сон прервался.
 
 
XIII. 25 ноября 2005 года - сон прабабушки- рассказчица слышала разговор прабабушки с подругой. Разговор рассказчица слышала, когда ей было 15 лет:

-Это было в 90-м году. Из деревни приехала женщина Нина. Говорит прабабушке:" Ты знаешь, у меня муж там умер". Прабабушка говорит Нине: Мне в это время сон снится: я иду куда-то. Вижу большие, типа заводских, ворота, идет много людей. Я иду куда-то, вереница людей. Стоит на обочине Коля твой. Грустный, а все веселые. Спрашиваю его: "Коля, а что ты со всеми не идешь?". Он отвечает: "А мне туда нельзя!". Одет он был чистенько, опрятненько, но не в костюме". Тогда Нина говорит: "Он ведь повесился. Утром встали, а он висит в сарае. Его на кладбище нельзя хоронить". А прабабушка про это ничего не знала. 
 

XIV. 25 ноября 2005 года -  сон о дедушке. Рассказала мама рассказчицы, дедушка умер от старости: 

-Идет по улице навстречу маме дедушка( то есть ее папа). Дает две конфетки: "Передай внукам - Аленке и Саше передай". Расспросил маму о нас: -Как там внуки мои? Мама отвечает:- Хорошо. Дедушка был одет в рабочую одежду. Потом мама увидела себя рядом с высотным зданием, а дедушкауезжает на лифте наверх.
 
 
XV. 25 ноября 2005 года - собственный сон той же рассказчицы:
 
- Все сумбурно. В комнате было много вещей. Вижу бабушку. Был диван очень похожий, как у нее был, но не наш. Я запомнила, что разговариваю с бабушкой и вдруг вижу прабабушку. Она вдруг появляется. Что мне запомнилось, что прабабушка сидела голая. Простоволосая, обнаженная и протягивает мне яблоко. Тут я проснулась.

 
XVI. С 10 на 11 февраля 2006-го года практически через месяц после смерти отца, вижу сон:
 
" Нахожусь по-моему, в квартире родителей. Там же были, кажется, жена и дочь. Я их постоянно не видел, но ощущение, либо эпизодические видения, были. Запомнилась, очень маленькая вторая комнатка. Кому-то я говорил или показывал ее малость - мол, здесь едва помещается кровать и, кажется, тумбочка или кресло. Запомнил кровать - заправленная оранжевым, не очень ярким покрывалом, и подушка, вроде, сверху. Кровать занимала почти всю комнату и какое-то небольшое пространство оставалось для тумбочки. После этого видения вижу отца, он зашел через дверь.Одет во что-то темное, кажется, это была шуба, в валенках. Что-то он принес- подарок или гостинец. Вроде, вспоминаю, ему я показывал очень маленькую вторую комнату. Потом меня вдруг осенило: "Пап, а ты же умер!?". Отец очень удивился: "Да!?" или "Как!?"- был ответ. Точно не помню. Но запомнилось его крайнее удивление и следующая фраза: "Что же мне теперь делать, сынок?". Я ему ответил: "Пап, тебе нужно уже идти". Он засобирался:" Да, да, точно.А сколько сейчас время?".  Я, по- моему, посмотрел на часы и сказал:"Пол-седьмого". Думаю, это был вечер, потому что за окнами было сумрачно и, вообще, комната тоже освещалась слабо. Лица отца я не помню, но почему-то был уверен, что это он. Когда я сказал про время, он заторопился и выразился так, что, мол, нужно спешить. Я говорю:" Пойдем, я тебя провожу" и вывел отца через входную дверь на лестничную клетку. Когда он шел, то хромал так, как при жизни в последний месяц, когда приходил к нам.Начал спускаться по подъездной лестнице вниз, по одной ступеньке, как это обычно делают хромающие люди. Он не оглядывался, мы не прощались, я просто смотрел, как отец спускается вниз, потом вернулся обратно в квартиру за дверь.В руке у отца, кажется была шапка. Одет он был по-зимнему. Возможно, это было зимнее утро, потому что зимой светает поздно.  
 

XVII.В феврале 2006-го года на сороковины моего отца о видении наяву рассказал один из его знакомых :
- После смерти Миши, наверное, было уже после 9-ти дней в начале февраля мы поехали на дачу с Верой [ моей тетей-А.С.]. Была полночь. Вера спала, а я сидел, слушал радио. Вдруг раздался глухой стук в стену, я насторожился - подумал, что бы это могло быть? Спустя немного времени между дверью и печью появился шар. Шар был черного цвета, непрозрачный, в диаметре около 50-ти сантиметров. Я очень испугался, сидел, не шелохнувшись. Шар постоял в этом простенке 2-3 секунды, а потом, как будто ветер подул и шар улетел за печку. Я сразу после этого разбудил Веру и на следующий день мы уехали. Я был абсолютно трезв и раньше во всю эту чепуху не верил.

 
XVIII. Февраль 2006-го года - сон после  смерти мужа:
 
- Вижу сон, будто я сплю и появляется перед кроватью белокурая женщина. Лица не помню, возраста тоже, но я ее прежде никогда не видела и не была с ней знакома. Обращается ко мне:"Вера, можно я твоего Юрия Иваныча возьму?" Или, может, "Отдашь мне Юрия Иваныча?". Точно не помню, дословно. Отвечаю: "Конечно, как же, он же помер!". ( В том значении, мол, забирай, он все равно мертвый). Потом слышу она кричит:"Юр, (то  ли иди, то ли приходи, то ли давай), она разрешила". И тут я проснулась.  
 

XIX. Февраль 2006-го года - сон перед смертью моего отца:

- Перед смертью Миши вижу я сон, что зуб у меня выпал. Вытащила его изо рта, положила на ладонь, а зуб раскрошился. Боли я никакой при этом не испытывала.Зуб коренной. Так повторилось несколько раз. [ Выпадение зуба- смерть человека, рот-могила, ладонь-поверхность земли, крошение зуба-прах, коренной- родственник, несколько раз - сама рассказчица умерла в декабре 2008-го года - А.С.] 
 
 

XX. Сон президента Линкольна- источник: Линдли Ч. "Книга привидений" лорда Галифакса: Рассказы /Пер. с англ. Т. Шушлебиной. - СПб.:Издательский Дом "Азбука-классика", 2007. - С. 226-229.:
 
"История про сон президента Линкольна в ночь перед тем, как его убили, хорошо известна. Гидеон Уэллес, один из членов кабинета, оставил свои воспоминания о том, что президент говорил своим коллегам: " Он [Линкольн] говорил, что это было связано с водой, ему снилось, будто он плыл в одиноком и не поддающемся описанию корабле, но всегда одном и том же, двигаясь с большой скоростью к какому-то темному, неизвестному берегу; он видел этот же самый сон перед стрельбой в форте Самтере, сражением на реке Булл-Ран, битвами при Антиетаме, Геттисберге, Виксберге, Уиллмингтоне и т.д. Этот сон не всегда был предзнаменованием победы, но, безусловно, какого-то значительного события, имевшего важные последствия..." он [Линкольн] сказал: " У меня был дурной сон; он снился мне трижды - один раз перед сражением на реке Булл-Ран, другой по иному случаю и третий раз прошлой ночью. Я в лодке один, а вокруг бескрайний океан. У меня нет ни весел, ни руля. Я беспомощен. И меня несет! Несет! Несет!".  Пять часов спустя наш президент был убит".                         
( Продолжение следует)    
  
 
 
Теория: сны и сновидения - Фрейд Зигмунд. Сновидения.Избранные лекции.М.: Водолей, 1991.-192 с.

I Символика сновидения.

С.4: " Вы помните, что раньше, исследуя  отношения между элементами сновидения и их действительным значением, я различал три вида этих взаимоотношений: части вместо целого, намека и олицетворения. Тогда же я вас предупредил о существовании еще четвертого вида, не называя его. Указанное мной теперь символическое отношение и есть этот четвертый вид".

С.5: "Итак, ввиду того, что символы имеют постоянное значение, они в известной мере  реализуют идеал античного и народного толкования сновидения, от которого мы так далеко ушли в нашей технике".

С.6: "Если уж искать у современников открытия символики сновидений, то нужно сознаться, что открыл ее философ К.А. Шернер (1861). Психоанализ только подтвердил открытия Шернера, хотя и очень основательно видоизменил его"
 
С.7: "Количество предметов. изображаемых символически в сновидении, не велико: человеческое тело в целом, родители, дети, братья и сестры, рождение, смерть, нагота и прочее. Единственное типичное изображение человека в целом представляет из себя дом, как правильно указал Шернер придавший этому символу несоответственно огромное значение. В сновидении иногда случается, что спускаешься с наслаждением, а в другой раз со страхом по фасаду дома.  Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин, а имеющие балконы и другие выдающиеся части, - за которые можно ухватиться,- женщин. Родители появляются во сне в виде императора и императрицы, короля и королевы или других высокопоставленных лиц; в этом случае сновидение преисполнено чувством почтения. Оно проявляет меньше нежности по отношению к детям, братьям и сестрам: последние символизируются в виде маленьких зверенышей, паразитов. Роды почти регулярно изображаются  каким-нибудь отношением к воде; или бросаются в воду, или вылезают из нее, спасают кого-нибудь из воды или кто-нибудь спасает из воды самого видевшего сон, что указывает на материнское  отношение к этому лицу. Умирание во сне заменяется отъездом, поездкой, поездом, смерть- различными неясными, как бы нерешительными намеками, нагота изображается при помощи платья или форменной одежды.          

Русские морозы
05 Января 2013 | Опубликовано в Общие | Просмотры: | Комментарии: 0

Сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается, - когда внизу тепло, верх не замерзнет! 

Выдержки и мысли по поводу диссертации Н.Г. Чернышевского
18 Марта 2012 | Опубликовано в Общие | Просмотры: | Комментарии: 0

См.: Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - М.: Гос. издательство художественной литературы, 1955.-224 с.

Выдержка- с.8: " Так, например, у дуба может быть один только характер красоты: он должен быть высок и густ; эти качества всегда находятся в прекрасном дубе, и ничего другого хорошего не найдется в других дубах. [В диких животных вообще мало разнообразия типов: обыкновенный медведь и белый медведь].  Но уже в животных является  разнообразие типов одной породы, как скоро делаются они домашними. [Все экземпляры дикой лошади не отличаются друг от друга ничем; но как огромно различие домашних лошадей! Мы не думаем требовать, чтобы в одном экземпляре совмещались различные. Дикая кошка всегда одного цвета; но домашняя кошка бывает различных цветов, при совершенном единстве породы. Хороша черная как смоль кошка, но хороша и серая, и полосатая,как тигр, кошка. мы не думаем  и требовать, чтобы в одной кошке совмещалась и красота черной и красота серой кошки]. Еще более такого разнообразия типов красоты в человеке, и мы даже никак не можем представить себе, чтобы все оттенки  человеческой красоты совмещались в одном человеке [- нельзя же быть черноволосым и белокурым в одно время; все согласны, что голубые глаза хороши, что так же хороши и черные глаза и, верно, никто не горевал  еще о том, что у человека с черными глазами глаза в то же время и не голубые]"

Мысли вслух - переложение с мыслительного исследовательского на обыкновенный язык: то, что "удалено" от нас, не является нам прекрасным - мы только временами, подобно частному, говорим удаленному:" Красиво!" и тут же забываем о том. Но то, что близко, то частно, и потому прекрасно для нас. То, что "удалено", есть пространственное сознательное, которым надменно небрежит наше беглое сознание, но зато  с ним сообщается наше бессознательное сознание, выказывая затем активному сознательному разные па из тех, что обычно мы называем случайностями.  

Выдержка- с.10: " все живое уже по самой природе своей ужасается погибели, небытия и любит жизнь. И кажется, что определение [прекрасного]: " прекрасное есть жизнь", "прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна  быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни" - кажется, что это определение удовлетворительно объясняет все случаи, возбуждающие в нас чувство прекрасного"

  Мысли: тем самым относительно нашей темы и мы подтверждаем, что трагическое есть часть возвышенного.

Выдержка - с. 11: " светская [тоненькая, худенькая], "полувоздушная" красавица кажется поселянину решительно "невзрачною", даже производит на него неприятное впечатление, потому что он привык считать "худобу" следствием болезненности или "горькой доли". Но работа не даст разжиреть; если сельская девушка толста, это род болезненности, знак "рыхлого" сложения, и народ считает большую полноту недостатком.  У сельской красавицы не может быть маленьких ручек и ножек, потому что она много работает - об этих принадлежностях красоты и не упоминается в наших песнях. Одним словом, в описаниях красавицы в народных песнях не найдется ни одного признака красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия жизни в довольстве при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе"

Мысли:  В русской песне жена всегда молода: №33 "Из-за лесу, из-за темного, из-за белого березничка": /Ко белу свету вор домой приезжал;// Вскрикнул он громким голосом:// Встречай меня, молода жена,// Примай коня темного,//Сымай платье кровяное/; №103 "Ах ты, поле мое,поле чистое" :/ А родна сестра плачет-как ручей течет,//Молода жена плачет- что роса падет,// Красно солнышко взойдет- росу высушит/.

Муж старый, а жена - проворна:№153 "Елинка, елинка,ты меня высушила": /Ты, старый черт, не бредишь ли ?//Седая борода, не во сне ли говоришь?// Я хочу вставать, хочу горенку топить,//Хочу щи и кашу варить,//Тебя. старого, кормить!"-//"Спасибо, ты , жена, не забыла ты меня!"/.

Жена красива №116 "Под ракитою зеленой русский раненый лежал": /А жене моей красивой- хоть платочек кровавой.// И скажи, чтоб не тужила, я женился на другой/; №9 "Скучно, матушка, весною жить одной":/Ты постой, постой, красавица моя.// Еще дай ты насмотреться на себя/; №11 " При долине куст калинушки стоит": /Красоты ее не можно описать,// Только можно на портрете срисовать/.

Лучшая невеста -крестьянская дочка:  №195 "Вилася хмелинушка":/"Пойдем, мило дитятко,//В хоровод гулять,//Невест выбирать.//Выберем невесту// саму лучшу, саму лучшу-//Крестьянскую дочку/.

У молодки ноги скоры, руки и груди  белы, лицо белое: №100 "Туманно красное солнышко, туманно": /Когда подломятся мои скорые ноги,//Когда опустятся мои белые руки,//засыплются глаза мои песками,//Закроются белые груди досками/; №105 "По шелковой по муравушке": /Встань ты, встань,друг из могилушки,//Глянь на ягоды на красные,//На свою рассударушку,//На мое лицо на белое/. 

Качества здоровья- белая, румяная, всегда весела, свойства плохого житья-худа и бледна: №126 "Калинку с малинкой вода поняла":/Али безумная? Сестрица моя//Белая, румяная, всегда весела,//А эта хозяюшка худа и бледна"//Оттого худа-бледна-в чужой стороне,// На чужой сторонушке плохое житье/.

В русской песне девушки красны- это знак здоровья:  №214 "Уж вы сени, мои сени": /Зелено вино курил,//Красных девушек манил://"Вы пожалуйте, девицы,//На пивоварню на мою/.

Жена, что тягловая лошадь- мотив обряда "опахивания": №232 "На печке сижу, посиживаю":/"Слезай жена с печки,//Надевай хомут!//...//Приехал ко двору-//Выпрягал жену,//Засыпал жене//Сена и овса,//"Ешь, моя жена!"/.



Выдержка С.12:" Но если увлечение бледною, болезненною красотою-признак искусственной испорченности вкуса, то всякий истинно образованный человек чувствует, что истинная жизнь-жизнь ума и сердца [т.е. жизнь бессознательного сознания-А.C.]. Она отпечатывается в выражении лица, всего яснее в глазах - потому что выражение лица, о котором так мало говорится в народных песнях, получает огромное значение в понятиях о красоте, господствующих между образованными людьми, и часто бывает, что человек кажется нам прекрасен только потому, что у него прекрасные выразительные глаза".


Мысли: действительно, в народной песне мы не встретим подробностей лица, за исключением тех, что являются нам в трагическом ужасном - это, когда  мОлодец бьет  дЕвицу по лицу и у нее из сережки выпадает каменЕц, а из румяного лица струится рудица, либо ручьем льют горючие слезы. О лице можно судить лишь по общим местам -  румяно или бледно, молодо или старо, бело или черно (темно), весело или грустно, и т.п. 

 


Выдержка- с.13: " ...они [принадлежности человеческой красоты- А.С.]  производят на нас впечатление прекрасного потому, что в них мы видим проявление жизни, как понимаем ее... От общего очерка фигуры переходим к лицу. Черты его бывают нехороши или сами по себе, или по своему выражению. В лице не нравится нам "злое", "неприятное" выражение потому, что злость - яд, отравляющий нашу жизнь".



   
Мысли: Заметь,  на надгробии в портрете мы никогда не встретим злого и неприятного выражения лица. Лицо может быть строгим, выразительным, грустным, улыбающимся, наконец, но никогда  злым.

 
С.13: "В млекопитающих животных, организация которых более близким образом сравнивается нашими глазами с наружностью человека, прекрасным кажется человеку округленность форм, полнота и свежесть; кажется прекрасным грациозность движений, потому что грациозными бывают движения какого-нибудь существа тогда, когда оно "хорошо сложено", то есть напоминает человека хорошо сложенного, а не урода, некрасивым кажется все "неуклюжее", то есть до некоторой степени уродливое по нашим понятиям, везде отыскивающим сходство с человеком [неуклюжесть по нашим понятиям род уродливости]... В лягушке к неприятности форм присоединяется еще то, что это животное покрыто холодною слизью, какою бывает покрыт труп; от этого лягушка делается еще отвратительнее".



 

Мысли: Из всего вышесказанного следует, что человек мыслит, во-первых ассоциациями (вспомни о кундалини- центры удовлетворяются воображаемым, вместо реального), а во-вторых, воспоминаниями, - то, чего человек не может припомнить, либо, с чем не может сравнить, становится ему неинтересным. Больше того, в чем он не видит, не ощущает движения, становится таким же неинтересным- это животное свойство: вспомни, собаку в "Улиссе" Джойса.  




С.14: "Кроме того, шум и движение животных напоминают нам шум и движение человеческой жизни; до некоторой степени напоминают о ней шелест растений, качанье их ветвей, колеблющиеся листочки их - вот другой источник красоты для нас в растительном и животном царстве; пейзаж прекрасен тогда, когда оживлен".



 

Мысли: И действительно, даже в могиле, в частности, в эпитафии есть напоминание "шума и движения человеческой жизни"-  когда в ней говорится " тише, ветви [ ели, березка-А.С.], не шумите, нашу маму не будите..." От того, видимо, обращение к трупу, лежащему  в могиле, как к живому, - ибо, даже после смерти никто из нас не перестает называться человеком, не теряет своего звания. Так, если косточки, то человеческие, а в народной песне "белы косточки", то есть светлые, жизненно "теплые", то есть, как лицо и руки белы.




С.14: " [и Гегель, и Фишер постоянно говорят о том], что красоту в природе составляет то, что напоминает человека ( или, выражаясь гегелевским термином, предвозвещает личность, утвержда[ют], что прекрасное в природе имеет значение прекрасноготолько как намек на человека".

 

С.15: " Но нельзя не прибавить, что вообще на природу смотрит человек глазами владельца, и на земле прекрасным кажется ему также то, с чем связано счастие, довольство человеческой жизни. Солнце и дневной свет очаровательно прекрасны между прочим потому. что в них источник всей жизни в природе, и потому, что дневной свет благотворно действует прямо на жизненные отправления человека, возвышая в нем органическую деятельность, а через это благотворно действует даже на расположение  нашего духа".

 

С.15: " ...приходишь к мысли, что бессознательно принимал он [Гегель-А.С.] прекрасным в природе говорящее нам о жизни, между тем как сознательно поставлял красоту в полноте проявления идеи. У Фишера в отделении "О прекрасном в природе" постоянно говорится, что прекрасное, только то, что живое или кажется живым. И в самом развитии идеи прекрасного слово "жизнь" очень часто попадается у Гегеля, так [что, наконец, можно спросить, есть ли существенное различие между нашим определением: " прекрасное есть жизнь" и [между определением его]: "прекрасное есть [полное] единство идеи и образа"...под "идеею " [у Гегеля] понимается "общее понятие, как оно определяется всеми подробностямисвоего действительного существования", и потому между понятием идеи и понятием жизни [или, точнее, жизненной силы] есть прямая связь".

 

Изложение гегелевского взгляда на прекрасное - с.15: "  "прекрасное в действительности только призрак, влагаемый в нее нашею фантазиею"; из этого будет следовать, что "собственно говоря, прекрасное создается нашею фантазиею, а в  действительности (или по гегелю: в природе) истинно прекрасного нет"; из того, что в природе нет истинно прекрасного, будет следовать, что "искусство имеет своим источником стремление человека восполнить недостатки прекрасного в объективной действительности" и что "прекрасное, создаваемое искусством, выше прекрасного в объективной действительности" ( см. также: Гегель. Лекции по эстетике, Соч., т.XII, Соцэкгиз, 1938 - "Идея прекрасного в искусстве". Вторая глава "Прекрасное вприроде" стр. 119 и сл.)- все эти мысли составляют сущность [гегелевской эстетики и являются в ней] не случайно, а по строгому логическому развитию основного понятия о прекрасном".


С.17: " [По гегелевской системе] чистое единство идеи и образа есть то, что называется собственно прекрасным; но не всегда бывает равновесие  между образом и идеею: иногда идея берет перевес над образом и, являясь нам в своей всеобщности, бесконечности, переносит нас в область абсолютной идеи, в область бесконечного - это называется возвышенным ( das Erhabene) [Подробнее см. в статье Чернышевского "Возвышенное и комическое". Полн. собр. соч., т.11, 1949, с. 159 - А.С.]; иногда образ подавляет, искажает идею - это называется комическим (das Komische) [Возвышенное и комическое составляют, таким образом, два односторонних проявления прекрасного].    

С.19:" Когда Ниагарский водопад, сокрушив скалу, его образующую, уничтожится напором собственных сил; когда Александр Македонский погибает от избытка собственной энергии, когда Рим падает собственной тяжестью, - это явления возвышенные; но потому, что Ниагарский водопад, Римская империя, личность александра македонского сами по себе уже принадлежат области возвышенного [Мысли: самообман- как будто, таковыми они были всегда. Когда Ниагарский водопад, Римская империя и Александр Македонский не были возвышенными, то были здесь другие возвышенные вещи, на их месте. Разве пропали эти возвышенные вещи с явлением оных? Разве можно назвать сокрушением то, что скрыто, заслонено? Если и сокрушились известные, то на их место встали прежние, а если и эти сокрушились, то сюда явились прежде прежних, и так до истинного, до растворения в окружающем, потому что все это возвышенное и есть само по себе окружающее. - А.С.]; какова жизнь, такова и смерть, какова деятельность, таково и падение. Тайна возвышенности здесь не в "перевесе идеи над явлением", а в характере самого явления; только от величия сокрушающегося явления заимствует свою возвышенность и его сокрушение... "Перевесом идеи над формою", погибелью самого предмета от избытка развивающихся в нем сил,  отличается так называемая отрицательная форма  возвышенного от положительной. Справедливо, что возвышенное отрицательное выше возвышенного положительного".

  
Мысли: Область возвышенного то,что всем известно; что неизвестно, то, до поры, не есть возвышенное в нашем понимании, оно- возвышенное само по себе.


C. 20: "Но не пускаясь в метафизические прения, мы можем увидеть из фактов, что идея бесконечного, как бы ни понимать ее, не всегда, или лучше сказать - почти никогда не связана с идеею возвышенного..., мысли и воспоминания, усиливающие ощущение, рождаются при всяком ощущении, но они уже следствие, а не причина первоначального ощущения; и если, задумавшись над подвигом Муция Сцеволы, я дохожу до мысли:"да, безгранична сила патриотизма", то мысль эта только следствие впечатления , произведенного на меня независимо от нее самым поступком Муция Сцеволы, а не причина этого впечатления, точно так же. мысль:"нет ничего на земле прекраснее человека", которая может пробудиться во мне, когда я задумаюсь, глядя на изображение прекрасного лица, не причина того. что я восхищаюсь им, как прекрасным, а следствие того, что оно уже прежде нее, независимо  от нее кажется мне [прекрасным]".

 

Мысли: Так, если я, теперешний, не хочу знать подвига Муция Сцеволы, да и вовсе забыл кто он есть, это совсем не значит, что, будучи оттесненным  другими возвышенными вещами, поступок Муция Сцеволы не стоит теперь на своем месте.

 

С.21: "но все эстетики утверждают ( и совершенно справедливо), что море кажется гораздо величественнее, когда виден берег, нежели тогда, когда берегов не видно".

 

С.22:"Ужасное очень часто бывает возвышенным, это правда;но не всегда оно бывает возвышенным: гремучая змея ужаснее льва [если только вы знаете, что она есть гремучая змея, а не принимаете всех ужей за гремучих змей - А.С.];                        

но она отвратительно-ужасна, а не возвышенно-ужасна. Чувство ужаса может усиливать ощущение возвышенного, но ужас и возвышенность - два совершенно различные понятия".


С.22:" Если так, то гораздо неодолимее потребность спать: самый страстный любовник едва ли может пробыть ьез сна четверо суток; гораздо неодолимее потребности "любить" [( т.е. быть влюбленным до безумия, потому что эту любовь обыкновенно изображают нам в патетических романах и о ней толкуется в эстетиках)] потребность есть и пить: это истинно безграничнаяпотребность, потому что нет человека, не признающего силы ее, между тем как о любви очень многие не имеют и понятия; из-за этой потребности совершается гораздо больше и гораздо труднейших подвигов, нежели от "всесильного" могущества любви.  Почему же мысль о еде и питье не возвышенна? Непреоборимость не есть еще возвышенность; безграничность и бесконечность вовсе не связаны с идеею величественного".


С.23: "Возвышенное есть то, что гораздо больше всего, с чем сравнивается нами". - " Возвышенный предмет - предмет, много превосходящий  своим размером предметы, с которым сравнивается нами" возвышенно явление, которое гораздо сильнее других явлений, с которым сравнивается нами". 


С.25: "И действительно, если возвышенное существенно есть бесконечное, то возвышенного нет в мире, доступном нашим чувствам и нашему уму. [Определение: "великое есть гораздо бОльшее" делает ненужным вмешательство фантазии, прикрашивание ею действительности. Кто принимает его, тот говорит, что в природе и в человеке есть истинно возвышенное]".


С.26: " прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас; великое то, что гораздо выше предметов, с которыми сравниваем его мы. Из обыкновеных [гегелевских] определений, напротив, по странному противоречию , следует: прекрасное и великое вносятся в действительность человеческим взглядом на вещи, создаются человеком, но не имеют никакой связи с понятиями человека, с его взглядом на вещи... В самом деле, принимая определение "прекрасное есть жизнь", "возвышенное есть то, что гораздо больше всего близкого и подобного", мы должны будем сказать. что прекрасное и возвышенное - совершенно различные понятия, не подчиненные друг другу, и соподчиненные только одному общему понятию, очень далекому от так называемых эстетических понятий: "интересное"".

 

Мысли: двойственность по Гегелю: прекрасное вносится человеком, но "живет" самостоятельно, так как не может быть описано человеческими понятиями. Так же, как в эпитафии, мертвый-1, живые-0, так как их математическое  число неопределенно.

 

По Фишеру - С.27:"Ответственность за то, чего не хотел, и что, однако, сделал он, имеет для субъекта последствием страдание,- то есть выражение противодействия от нарушенного хода вещей во внешнем мире нарушившему их действию... Но дело субъекта  погибает только повидимому, погибает не совершенно: объективный ряд последствий переживает погибель субъекта и, мало-помалу сливаясь с всеобщим единством, очищается от своей индивидуальной ограниченности, полученной от субъекта. Если субъект, погибая, усвояет себе это сознание правдивости своего страдания и того, что дело его не погибает, а очищается и торжествует его погибелью, то примирение полно, и сам субъект просветленным образом переживает себя в своем очищающемся и торжествующем деле. Все это движение  называется судьбою, или "трагическим". Трагическое бывает различных родов". 


Правило справедливости - с. 28: "В трагическом простой вины (die einfache Schuld) возможность вины переходит в действительную вину. Но вина лежит не в необходимом объективном противоречии, а в какой-нибудь запутанности, [более или менее тесно] связанной с действием субъекта. Вина эта нарушает чем-нибудь нравственную целость мира. Чрез нее страдают другие субъекты, и так как вина здесь на одной стороне, то сначала кажется, что они страдают невинно... Наконец. высшая форма трагического - трагическое нравственного столкновения... Одно из двух противоречащих стремлений справедливее и потому сильнее другого; онон сначала побеждает все, ему сопротивляющееся, и тем самым становится уже несправедливо, подавляя справедливое право противоположного стремления. Теперь справедливость на стороне, которая сначала была побеждена, и стремление, в сущности  более справедливое, погибает под тяжестью собственной несправедливости от ударов противоположного стремления, которое, будучи оскорблено в своем праве, имеет за собой, в начале противодействия всю силу истины и справедливости, но, побеждая, впадает само точно таким же образом в несправедливость, влекущую за собой погибель или страдание".


С.30: " Вот как понимают ход жизничеловеческой народы,имеющие неподдельное понятие о судьбе: если я не буду предпринимать никаких предосторожностей противнесчастия, я могу уцелеть, и почти всегда уцелею; но если я прийму предосторожности, я непременно погибну, и погибну именно оттого, я в чем искал спасения".


С.32: "Дикарь или полудикий человек не представляет себе жизни иной, как та, которую знает он непосредственно, как человеческую жизнь; ему кажется, что дерево говорит, чувствует, наслаждается и страдает, подобно человеку; что животные действуют во всем так же сознательно, как человек, что они даже умеют говорить на человеческом языке и не говорят на нем только потому, что хитры и надеются выиграть молчанием больше, нежели разговорами. Точно так же он воображает себе жизнь реки, скалы: скала-это окаменевший богатырь, сохранивший чувства и мысль; река- это наяда, русалка, водяной. Землетрясения Сицилии происходят оттого, что гигант, заваленный этим островом, старается сбросить тяжесть, которая лежит на его членах. Во всей природе видит дикарь человекоподобную жизнь, все явления природы производит  от сознательного действия человекообразных существ. Как он очеловечивает ветер, холод, жар (припомним нашу сказку о том, как спорили мужик-ветер, мужик-мороз, мужик-солнце, кто из них сильнее), болезни ( рассказы о холере, о двенадцати сестрах-лихорадках, о цынге - последний между шпицбергенскими промышленниками) точно так же очеловечивает он и силу случая... Чем важнее дело, задуманное человеком, тем больше нужно условий, чтобы оно исполнилось именно так, как задумано; почти никогда все условия не встретятся так, как человек рассчитывал; и потому почти никогда важное дело не делается именно так как предполагал человек".   


С.33:" Случай уничтожит наши расчеты - значит, судьба любит уничтожать наши расчеты. любит посмеяться над человеком и его расчетами; [случайсильнее наших расечтов - значит судьба всесильна;] случай невозможно предусмотреть, и невозможно сказать, почему случилось так. а не иначе, следовательно судьба капризна, своенравна; случай часто пагубен для человека, следовательно, судьба любит вредитьчеловеку, судьба зла; и в самом деле у греков судьба - человеконенавистница; злой и сильный человек любит вредить  именно самым лучшим [может, он злой оттого, что его никто ни разу не пожалел.- А.С.],  самым умным, самым счастливым людям - их преимущественно любит губить и судьба; злобный, капризный и очень сильный человек любит выказывать свое могущество, говоря наперед тому, кого хочет уничтожить: "я хочу сделать с тобою вот что; попробуй бороться со мною"- так и судьба объявляет вперед свои решения [значит, судьба любит борющихся с ней - неборющиеся ей неинтересны - А.С.], чтобы иметь злую радость доказать нам наше бессилие перед нею и посмеяться над нашими  слабыми, безуспешными попытками бороться с нею, избежать ее [судьба уважает не того ,  кто победил или проиграл, но того, кто выстоял- А.С.].  

 

С.34: "Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему: она - то удобное, то неудобное поприще для его деятельности... Много есть драгоценных вещей, которые не имеют никакой цены, потому что достаются даром, например, вода и солнечный свет; и много есть очень важных дел, которым не придается никакой важности потому только, чтоони делаются легко... Пусть всегда нужна борьба; но не всегда борьба бывает несчастна. А счастливая борьба, как бы ни была она тяжела, не страдание, а наслаждение, не трагична, а только драматична".

 

С.35: " Если в людях есть наклонность завидовать чужому величию, то еще больше в них наклонности уважать наклонности уважать величие; общество будет благоговеть перед великим человеком, если нет особенных, случайных причин обществу считать его вредным для себя. Трагична или не трагична судьба великого человека, зависит от обстоятельств; и в истории меньше можно встретить великих людей, участь которых была трагична, нежели таких, в жизни которых много было драматизма, но не было трагичности. Крез, Помпей, Юлий Цезарь имели трагическую судьбу; но Нума Помпилий, Марий, Сулла, Август окончили свое поприще очень счастливо. Что можно найти трагического в судьбе Карла Великого, Петра Великого, Фридриха II, в жизни Лютера, Вольтера [самого Гегеля]? Борьбы в жизни этих людей было много; но, говоря вообще, надобно сознаться, что удача и счастие были [неизменно] на их стороне. А если Сервантес умер в нищете, то разве не умирают в нищете тысячи незамечательных людей, которые не могли бы не менее Сервантеса рассчитывать на счастливую развязку в жизни и по своей незначительности вовсе не могли подлежать закону трагизма?  Случайности жизни безразлично поражают замечательных и незамечательных людей, безразлично благоприятствует тем и другим. Но продолжаем обзор и от общего понятия переходим к трагическому "простой вины".  

 

С.36: " Смысл трагического "простой вины" в том, что в характере (говорит гегелевская эстетическая теория) великого человека всегда найдется  слабое место, через которое он и гибнет. Слабость, проступок,ошибкагубят его. А поскольку слабое место лежит в глубине характера, то великий и гибнет от того, что стало источником его величия. Таковы Наполеон и Людовик XIV. Но бывает и такое, что за человеком нет никакой вины, как, например, у Джульетты и Ромео, у Генриха IV и Сюлли, не виноват в своей погибели Копиньи... По греческим понятиям о судьбе, в погибели своей бывает всегда виноват сам человек: если бы онпоступил иначе,его не постигла бы погибель.  Другой род трагического - трагическое нравственного столкновения - эстетика выводит из той же мысли,только взятой наоборот: в трагическом простой вины основанием трагической судьбы считают мнимую истину, что каждое бедствие, и особенно величайшее из бедствий, погибель, есть следствие преступления [ошибки, слабой стороны- А.С.]; в трагическом нравственного столкновения [ основывают (ся-) эстетики гегелевской школы на] мысли, что за преступлением всегда следует наказание преступника или погибелью, или мучениями его собственной совести"  

 

С.37: " И вот явилась теория ,утверждающая, что  они всегда наказываются общественным мнением и угрызениями совести... Всякий образованный человек понимает,  как смешно смотреть на мир теми глазами, какими смотрели [полудикие] греки геродотовских времен; всякий [образованный человек] ныне очень хорошо понимает, что в страдании и погибели великих людей нет ничего необходимого; что не всякий гибнущий человек гибнет за свои преступления, что не всякий преступник погибает; что не всякое преступление наказывается судом общественного мнения и проч. Потому нельзя не сказать, что трагическое не всегда пробуждает в нас идею необходимости и что вовсе не в идее необходимости основание действия его на человека и не в ней сущность его... "Трагическое есть ужасное в человеческой жизни", кажется, будет совершенно полным определением  трагического в жизни и в искусстве".

 

С.41: " Три различные формы, в которых существует прекрасное, следующие: прекрасное в действительности ( или в природе [как выражается гегелевская школа]), прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве ( в действительном бытии, придаваемом ему творческою фантазиею человека)".

 

С.42: " Кроме того, именно по самой живости (Lebendigkeit), составляющей неотъемлемое преимущество прекрасного в действительности, красота его мимолетна; основание этой мимолетности в том, что прекрасное в действительности возникает не из стремления к прекрасному; оно возникает и существует по общему стремлению природы к жизни, при осуществлении которого появляется только вследствие случайных обстоятельств, а не как что-нибудь преднамеренное (alles Naturschone nicht gewollt ist)..."


С.42: " Потому прекрасное в природе живо; но находясь среди неисчислимо разнообразных отношений, оно подвергается столкновениям, порче со всех сторон; потому что природа заботится о всей массе предметов, а не об одном отдельном предмете, ей нужно сохранение, а не собственно красота... Жизнь стремится вперед, не заботясь о погибели образа, или сохраняет его только искаженным".


С.43: " Мимолетность, непрочность - скорбная участь всего прекрасного в природе...[К которому причисляет себя и человек; почему-то человек сам решил про себя, что прекрасен, возможно, животные, дикая природа, так не считают - А.С.]. "Говоря строго, можно сказать, что только в продолжение одного мгновения прекрасен прекрасный человек". - " Чрезвычайно непродолжителен период времени, в течение которого человеческое тело может назваться прекрасным" (Гете). Правда, из увядшей красоты юности развивается высшая красота - красота характера, которую воззрение замечает в чертах физиономии и в поступках".  



Мысли: Отчасти от своей непрочности ( вспомни, непорочности) человек стремится к прекрасному, ибо, и прекрасное мимолетно и непрочно, и тем напоминает ему самого себя - подобное радуется подобному.




С.43-44:" Непреднамеренность ( das Nichtgewolltsein)-сущность всего прекрасного в природе;она лежит в его сущности до такой степени, что на нас чрезвычайно неприятно действует, если мы замечаем в сфере реального прекрасного какой бы то ни было преднамеренный расчет именно на красоту. Красота, сознающая свою красоту и занимающаяся ею, учащаяся перед зеркалом быть прекрасною, суетна, то есть ничтожна. Аффектация красоты в действительно существующем - совершенная противоположность истинной грации... Случайность, непреднамеренность красоты, ее незнание о самой себе - зерно смерти, но и прелесть прекрасного в действительности; так что в сознательной сфере прекрасное исчезает в ту минуту, как узнает о своей красоте, начинает любоваться на нее. Наивность простого человека погибает, как скоро касается  до него цивилизация, народные песни исчезают, когда обращают на них внимание, начинают собирать их; живописный костюм полудиких народов перестает им нравиться, когда они видят кокетливый фрак живописца, пришедшего изучать их; если цивилизация, прельстившись живописным нарядом, хочет сохранить его, он уже обратилсяв маску и народ покидает его"

 

С.44: " Надобно только ближе посмотреть на прекрасное в действительности, чтобы убедиться что оно не истинно прекрасно: тогда будет ясно, что мы до сих пор только скрывали от себя очевидную истину. Эта истина - необходимое и повсеместное владычество искажающего случая".

 

С.46: " Между прекрасными частями найдутся непрекрасные, и найдутся они в каждом предмете, как бы ни благоприятствовала ему счастливая случайность. Хорошо еще, что наш глаз не микроскоп, и простое зрение уже идеализирует предметы; иначе грязь и инфузории в чистейшей воде, нечистоты на нежнейшей коже разрушали бы для нас всякую красоту. Мы видим только при известной степени отдаления. А отдаленность идеализирует уже сама по себе".

 

С.46: " Отдаленность во времени действует так же, как отдаленность в пространстве: история и воспоминание передают нам не все мелкие подробности о великом человеке или великом событии; они умалчивают о мелких  второстепенных  мотивах великого явления, о его слабых сторонах; они умалчивают о том, сколько времени в жизни великих людей было потрачено на одевание и раздевание, еду, питье, насморк и т.п."



 

Мысли: Отчего нечто "прячет" человека, то есть приводит его к смерти? Это далекое воспоминание о том времени, когда человек еще только начал проявляться на земле, был сброшен вниз... В чуждом себе он и вел себя с опаской: при малейшей опасности "прятался", то есть замирал, умирал. Человек ведет себя подобно слабому животному - в случае опасности замирает- вспомни, никто так не копирует вещь, как человек.   

 


С.47: " Итак предмет, предмет принадлежащий к редким явлениям красоты, как показывает ближайшее его рассмотрение, не истинно прекрасен [ Чернышевский в качестве примера приводит "Итальянские исследования" Румора, в которых тот идеализирует красоту модели Виттории из Альбано, которая была "прекраснее всех созданий искусства в Риме, красота которой была недосягаема для художников". Мы твердо убеждены, что ни один из художников, бравших ее моделью, не мог перенести в свое произведение всех ее форм в том виде, в каком находил, потому что Виттория была отдельная красавица, а индивидуум не может быть абсолютным..." 



        

 

  

  

(Продолжение следует)